Подробная информация о Курчатовском проекте

В России с 1 сентября вступил в силу новый ФЗ «Об образовании», требующий создания условий для реализации профильного обучения, проведения каждым старшеклассником индивидуального проекта, развития конкурентоспособного человека, обладающего компетенциями необходимыми для жизни. Для решения этих задач был создан Курчатовский проект. Он направлен на формирование конвергентной образовательной среды, отвечающей требованиям доступности и многофункциональности.

В Курчатовский проект входят 37 передовых школ Москвы, которые являются ресурсными центрами по внедрению конвергентных технологий в образовательных организациях 10 административных округов.

37 образовательных организаций города Москвы
СВАО 4 ГБОУ №: 953, 962, 1449, 1568
СЗАО 4 ГБОУ № 1189, 1571, 1619, 1874
ВАО 3 ГБОУ №: 429, 1404, 1748
ЮАО 3 ГБОУ №: 438, 879, 1466
ЗАО 4 ГБОУ №: 1011, 1114, 1497, 1584
ЗелАО 2 ГБОУ №: 853, 1557
ЮВАО 4 ГБОУ №: 654, 1303, 1547,  ГБОУ ЦТДиЮ «Технорама на Юго-Востоке»
САО 3 ГБОУ №: 1296, 1409, 1601
ЦАО 5 ГБОУ №: 57, 354, 627, 2030, ГБОУ МУК № 15
ЮЗАО 5 ГБОУ №: 117, 1445, 1514, 1534, 2007

 

В настоящее время проект охватывает более 13500 учащихся и объединяет усилия более 360 учителей. Всего в рамках проекта оснащено более 140 учебных кабинетов. В каждой из школ созданы 4 лаборатории: по биологии, физике, географии и химии. 5 школ приняли решение о создании интегрированных лабораторий, в которых оборудование проекта составляет единый комплекс, расположенный в одном помещении.

 

Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Именно поэтому проект проводится для внедрения конвергентных технологий на уроке и во внеурочной деятельности учеников.

В проекте реализованы 4 вида технологий: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и когнитивные технологии. В этой структуре формировались перечни оборудования, которое было предоставлено школам. Каждая образовательная организация в проекте была обеспечена специальной мебелью и программным обеспечением для работы с лабораторным оборудованием.

 

Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие основные черты развития естественных наук:

1) переход к наноразмерам;

2) изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;

3) сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;

4) междисциплинарный подход вместо узких специализаций.

Эти положения определили содержание образовательных ресурсов, которые применяются учителями в Курчатовском проекте.

 

Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:

1. Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований;

2. Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий;

3. Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.

4. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.

5. В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.

 

Очень важно, что в современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования.

Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящиеся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.

Для организации эффективной учебной деятельности каждый кабинет включает:

1. Электрифицированное

2. Цифровое

3. Лабораторное оборудование

4. Необходимые расходные материалы

5. Учебную мебель

6. Электронные образовательные ресурсы и специализированное программное обеспечение.

Давайте рассмотрим это на примерах.

 

Кабинет химии был оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и кинетические измерения, определять спектр поглощения веществ. Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах. Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии. Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.

Кабинет физики включает в себя следующее уникальное оборудование: Атомный силовой микроскоп, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.

Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.

Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.

Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.

 

Кабинет географии оснащён следующим уникальным оборудованием:

Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.

Аппаратно-программный комплекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать современные космические технологии, которые помогают получать самую современную информацию о процессах и явлениях происходящих на планете. Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, космоснимками.

 

Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах. В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.

Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, создавать генетически модифицированные организмы, проводить биохимическую диагностику.

 

В процессе организации среды лабораторий школы-участники проекта применяли рекомендации, представленные на сайте Городского методического центра

В 2013 году на сайте были размещены:

1. Перечни оборудования Курчатовского проекта;

2. Методические рекомендации по расстановке и использованию учебного оборудования по всем предметам (биология, химия, физика, география).

3. Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности. Эти материалы позволили своевременно подключить и настроить оборудование, правильно разместить в учебных лабораториях с учетом требований СанПиН.

Рабочая группа учителей разработала сборник примерных проектных работ на основе которых учителя составили программы по своим предметам.

В настоящее время в сборник на сайте mosmetod.ru входит более 30 учебных проектов.